Авиационный противотанковый ракетный комплекс 9К121 «Вихрь» начали разрабатывать в КБ «Приборостроения» (НПО «Точность», Тула) в 1980 году для вооружения штурмовиков Су-25Т, Су-39, вертолетов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых патрульных кораблей. Управляемая ракета предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной динамической защитой, а также малоскоростных (со скоростью до 800 км/ч) воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы — 10 км, высота пуска — до 4 тыс. м.
Первые испытания ракетного комплекса прошли в 1982 году. Производство комплекса, укомплектованного ракетой 9А4172 «Вихрь», велось на ПО «Ижмаш» (Удмуртия). С 1989 года начались войсковые испытания, а в 1992 году комплекс приняли на вооружение.
В том же году на авиасалоне в Фарнборо (один из крупнейших в мире авиасалонов, проходит раз в два года в Великобритании) была продемонстрирована усовершенствованная ракета «Вихрь-1″ (9А4172К) комплекса «Вихрь-М» (9К121М) с автоматической лазерной системой наведения.
В июле 2013 года министерство обороны России и НПО «Ижмаш» (концерн «Калашников» (http:///Povoljie/view.asp?id=424783)) заключили контракт на производство ракет «Вихрь-1″. По условиям контракта, стоимость которого составила 13 млрд рублей, предприятию предстояло изготовить управляемые ракеты до конца 2015 года.
Для выполнения госконтракта в срок и в полном объеме руководство НПО «Ижмаш» планировало широкую производственную кооперацию, прежде всего с предприятиями создаваемого концерна «Калашников» – именно с заключением этого контракта увязывались сроки создания концерна.
Особую роль в кооперации отводили Ижевскому механическому заводу, который уже имел опыт производства управляемых ракет. При этом руководство «Ижмаша» не исключало возможности привлечения в качестве соисполнителей контракта Сарапульского радиозавода, Сарапульского электрогенераторного завода, предприятия «Пластик» (Дзержинск) и других организаций, работающих в области производства высокоточного вооружения.
Как рассказывал агентству «-АВН» занимавший на тот момент пост генерального директора концерна «Калашников» Константин Бусыгин, около 70% узлов концерн будет производить сам.
«Поскольку изделие высокотехнологичное, будем привлекать и соисполнителей. С электронной аппаратурой нам поможет Сарапульский радиозавод и Сарапульский электрогенераторный завод. В концерне «Калашников» будут осуществляться финальная сборка и снаряжение ракеты и испытания на всех этапах, в том числе полигонные. В связи с увеличившимся объемом работ мы планируем расширить штат производства высокоточных вооружений на 300 человек до середины 2014 года», — сказал гендиректор.
При этом контракт на «Вихри» давал возможность концерну принять участие в программе модернизации оружейного производства.
Между тем, в декабре 2013 года арбитражный суд признал недействительным конкурс на поставку ракет Минобороны РФ, а, следовательно, и недействительным госконтракт, заключенный между министерством и концерном «Калашников» по итогам конкурса.
Несмотря на это, «Калашников» продолжил работы по противотанковому ракетному комплексу «Вихрь-1″. «Мы работаем по этому контракту, для нас это — приоритетное направление. Мы уже получили аванс от Минобороны. Хотя контракт приостановлен, работы ведутся, и надеемся, что мы сможем вернуть ситуацию обратно. От графика не отстаем», — заявлял генеральный директор концерна Алексей Криворучко.
Спустя четыре месяца концерну удалось оспорить решение арбитражного суда в вышестоящей инстанции и вернуться к контракту с министерством обороны РФ. Впрочем, из-за возникших трудностей у концерна появились проблемы с исполнением заказа.
Так, в июле 2015 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов озвучил претензии Минобороны РФ к концерну «Калашников»: «Концерном «Калашников» не поставлены 1 тыс. 972 управляемые ракеты. Причиной срыва гособоронзаказа явилась слабая отработка конструкторской документации. Задолженность предприятия составляет более 5 млрд 220 млн рублей».
В ответ в «Калашникове» пояснили, что перенос сроков исполнения гособоронзаказа концерном вызван необходимостью переоформления документации и решения ряда технических вопросов.
Уже спустя два месяца гендиректор концерна заявил, что «Калашников» успешно преодолел все технические проблемы, связанные с производством управляемых ракет «Вихрь», и готовится к их серийной сборке.
«Были действительно сложности. Они были связаны с тем, что эта ракета все-таки серийно никогда не производилась. Были вопросы с импортозамещением, но на сегодня они все решены, испытания закончены», — отмечал Криворучко.
По его словам, в настоящее время ведется «формальное документальное завершение» госконтракта с министерством обороны. Он отметил, что дата завершения контракта будет определена совместно с военным ведомством в ближайшее время. «Но самое главное — испытания все завершены и завершены успешно», — подчеркнул гендиректор концерна «Калашников».
После переговоров сроки исполнения контракта с Минобороны были передвинуты на первый квартал 2016 года.
В октябре 2015 года первая партия управляемых ракет «Вихрь-1″ была поставлена министерству обороны РФ, а 5 апреля концерн отчитался о выполнении контракта.
«С момента возобновления госконтракта весной 2014 года нам удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство новых ракет «Вихрь-1″, но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные», — отметил генеральный директор концерна.
«На сегодняшний день все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов успешно реализованы», — сказал Криворучко.
Обозреватель Анастасия Николаева
Источник: http://interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=714812