Я согласен с результатами этого социологического исследования.
Дело в том, что сейчас школы ориентированы на то, чтобы после окончания учебы их выпускники обязательно поступали в вузы. И именно по этому показателю оцениваются и сами школы, и работа учителей. Но ведь нужно иметь в виду, что не все поступают в вузы, — где-то около 65%, — а остальные-то ребята идут в учреждения среднего профессионального образования. Вот сейчас я как раз нахожусь в одном многопрофильном училище, где дают профессии и кондитера, и швеи, и парикмахера.
Раньше на селе школьников наряду с предоставлением им среднего школьного образования обучали конкретным профессиям — тракториста, доярки, водителя, комбайнера. Это позволяло им сразу по окончании школы найти хорошую работу, по месту жительства. К сожалению, сегодня такой практики уже нет. Выпускники школ, получая аттестат, оказываются не готовы к ситуации, когда они никуда не поступят и когда им придется где-то трудоустраиваться. Поэтому, на мой взгляд, основной пробел в системе школьного образования связан у нас с отсутствием трудового воспитания и профориентации учащихся, которые делали бы их подготовленными к жизни, давали возможность при необходимости сразу найти работу. Нужно как можно раньше выявлять у ребят, к чему они больше предрасположены, – к точным наукам или гуманитарным, к продолжению образования в вузе или получению профессии в рамках среднего специального или профессионально-технического образования, — и на основании этого уже развивать у них соответствующие навыки и знания. Необходимо делать все, чтобы не возникало ситуаций, когда выпускник школы был бы разориентирован и не знал, куда пойти, чем заниматься, где работать.
Ну и, безусловно, детей нужно учить логически мыслить, развивать у них и воображение, и умение решать не только школьные задачи, но и те задачи, которые могу возникать в повседневной жизни.
Мне самому со школой просто повезло: я заканчивал в Ижевске школу с физико-математическим уклоном. Конечно, я был сразу нацелен на продолжение обучения в данной области, и вот эта профилизация, прямо со школьной скамьи, существенно мне помогла. Я поступил потом на физико-математический факультет, потом защитил кандидатскую, докторскую по физико-математическим наукам. Хотя я думаю, не всем нашим выпускникам понадобились знания, полученные и в этой школе, и в вузе. Здесь очень многое зависит от индивидуальных целей и настроя человека.
Источник: http://regions.ru/news/2558480/